Учебный год предполагался изначально сложным, так как предстояла аттестация. Но в то же время интересным, так как вновь я задумалась над новыми проектами.
Но начало учебного года со стороны районного управления образования было практически не организовано: так и не прошли августовские МО с объяснением особенностей года, программ, планов. Поэтому в составлении планов действовали вслепую. Для меня фактором, выбившим из колеи, была потеря классного руководства и кабинета. Первое воспринималось как выражение недоверия и недовольства именно этой частью моей работы, второе было категоричным следствием (без классного руководства теряешь кабинет. это естественно). Третьим следствием было снижение в зарплате процентов на 15. Но здесь ожидания на год были еще хуже - у меня и из-за обещанного сокращения нагрузки зарплата вообще могла сократиться вдвое. Но в итоге с нагрузкой более менее утряслось. Но по сравнению с прошлым годом я стала получать на одну пятую меньше, что стало резко ощущаться (на 600 гривен меньше). Проблему с кабинетом я более-менее решила - я попросила ставить мне один кабинет на день, чтобы я могла спокойно работать со своей аппаратурой. К счастью, здесь мне пошли навстречу. Мне оставалось только по утрам аппаратуру в каждом новом кабинете настраивать, а в конце уроков складывать и переносить в новый кабинет. Тут, правда, появилось много других неприятностей - претензии хозяев кабинета к тому, как ученики относятся к мебели и кабинету во время уроков.За сентябрь я все же вошла в нужное русло и потеря кабинета не стала причиной не использовать технику. Другим неприятным фактором было резкое падение дисциплины в отдельных 9-х и в моем бывшем 8-Д классе. Последние чуть ли не мстили за то, что я их. якобы, бросила. Хотя отсутствие дисциплины на моих уроках в этом классе стало наблюдаться еще с прошлого года. Более-менее эта проблема стала решаться в октябре. То ли дети успокоились, то ли стали понимать, что при изменении условий (отсутствия постоянного кабинета) все равно надо эффективно работать. В этом году я перестала готовить к каждому уроку презентации. Во-первых, это далеко не всегда оправдывало потраченное время. Одна презентация не гарантировала успешности урока. Ученики к ним уже привыкли. Надо было менять методы, вовлекая их не просто в слушание-видение и запись, а в практическую работу над заданиями. Кстати, к таким видам работы они стали относиться доброжелательней, так как была возможность за свои усилия получить нормальную оценку. При этом шло и овладение требуемыми знаниями. Презентации использовала с предыдущих годов (готовые) или коротенькие видеофрагменты учебных фильмов. или ППО. Часто к урокам готовила с помощью МФУ много раздаточного информационного или схематического материала. Чаще стала практиковать карточный текущий контроль. В итоге ученики втянулись в такую систему нормально. стали носить и учебники, многие из которых, на удачу, уже более приспособлены для использования их на уроке. Еще одним немного выбившим фактором в сентябре-октябре стала плановая проверка уроков истории - надо было и открытый урок приготовить. и срезы знаний провести и проверить. Потом пошла школьная олимпиада с ее проверками (что я очень не люблю делать - проверять работы). Эта текучка выбивала меня из моих творческих проектов, а именно - восстановление школьной газеты. Попытки в сентябре собрать Инициативную группу учителей и редколлегию учеников я предпринимала. Но отсутствие постоянного у меня кабинета, отсутствие удобного и приспособленного места встреч, сильная сентябрьская нагрузка учителей и учеников привели к тому, что уже в октябре мой проект завис. Зато я не упустила из виду другой проект - это проведение школьной творческой группой учителей семинаров по ИКТ. Спланировала четкий двухдневный семинар, но админситрация внесла коррективы, оторвав теоретическую часть от практической. Так что в каникулы в конце октября я провела только теоретическую часть, но вполне удачно. Удалось не пролететь и с МАНом, хотя два ученика, что еще с весны планировали этим заниматься, отошли от работы из-за перегрузок по учебе и на других фронтах. Просто появилась другая ученица с сильным желанием МАН написать, а мне удалось подобрать для нее актуальную тему. Но считать дело очень успешным пока рано. Мы пока лишь выполнили исследование и оформили работу к сдаче. Первая райооная защита будет в декабре. В ноябре у меня начались дистанционные курсы, сразу в двух местах: в Дистанционной Академии - двухнедельный по эффективному уроку, в Областном Институте усовершенствования учителей - двухмесячный. Первый я уже успешно закончила, второй прошла меньше половины. Зато извлекла хорошие уроки:
Заниматься на дистанционных курсах можно и в течение учебного года, находя для этого время;
Все-таки курсы с четким графиком и четкими заданиями более эффективны и продуктивны, дают лучшие результаты, особенно, если налажено общение с тьютором и сокурсниками;
Курсы Дистанционной Академии довольно полезны именно в моей профессиональной деятельности, помогают совершенствовать педагогическое мастерство. Хочу за год пройти несколько таких курсов;
Законченный в срок и успешно курс вселяет больше оптимизма.
Но в ноябре начались и мои болезни с больничными. Октябрь мне все же удалось обойтись без них. Но и тут я извлекла удачные уроки: во-первых, нашла эффективное средство от мигрени - антимигрен, что не дает выпасть из жизни на два-три дня с приступами; во-вторых, мне посоветовали, надеюсь, что эффективные, лекарства от простудных инфекций, что провоцируют мои астматические приступы; в-третьих, я поняла необходимость использования оздоровительных практик (цигун, йога, айкидо и прочих), которые должны помочь побороть отдельные мои болезни и восстановить энергетику организма. И все же больничные выбили из колеи - именно в системе проведения уроков (теперь надо устраивать догонялки, хотя частично все же коллеги помогли, за что им спасибо). Не удалось провести и открытый урок по аттестации, но тут еще возможности имеются. МАН, каникулы и больничные выбили меня и из нового проекта для учеников - создание виртуального музея быта украинцев. Идея была хорошая, но зависла. надо реанимировать проект. Зато я слегка продвинулась по карьерной лестнице - мне вернули руководство МО, хотя это было связано не только с заслугами (что я провела теоретический семинар), а с новыми инструкциями, согласно которым такую должность (которую стали кстати официально доплачивать - 10 или 15%) можно давать учителю со званием методист или старший учитель. С возвращением этой должности, а также из-за необходимости более эффективно справляться с проектами и руководить творческими группами, я снова почувствовала потребность в занятиях по самоменеджменту и даже лайф-менеджменту, что в некотором роде и идентично. А больничный позволил мне покопаться на просторах Интернета в поисках нужных материалов. И здесь я открыла для себя несколько новых и очень полезных сайтов. В целом, итоги осени можно считать более-менее успешными - есть определенные результаты, извлечены необходимые уроки. Главные из уроков это:
не зацикливаться на неудачах,
поменять стратегию избегания неудач на стратегию достижения успехов,
возможность восстановить свое здоровье и энергетику,
необходимость занятий по самоменеджменту теоретических и практических.