А с МАНом все получилось совсем не так, как планировалось летом. Перед каникулами два человека решили заниматься МАНом (исследованиями Малой Академии наук) по истории: Максим Понятовский - умничка по истории среди всех 9-х классов, и Сафронова Вика из 9-Д. Максим хотел о народах Дальнего Востока писать. может и о китайцах. Но сказал, что справиться сам. Я предупреждала, что всемирки на МАНЕ нет, только этнология, и работа должна быть этнографической. А с Викой исследование мы начали уже в каникулы. Но надо было заехать в научную библиотеку. А я в августе занялась кабинетом, а Вика с горизонта пропала. Я надеялась. что время еще будет. Начался учебный год. Вика отказалась и вовсе, мол перегружена и сейчас МАНовской работой заниматься некогда. Когда-то она уже подобным образом поступала, ровно год назад. и с тем же МАНом. Макс сказал, что за лето чуть ли не три МАНа написал, в том числе по английскому и истории. Но, как4 оказалось, он все же написал исторический реферат по современному Китаю. Не подходит. Готов был написать о немцах, тем более. что победил на конкурсе, посвященном немецкому городу-побратиму. Но Максим часто болеет, и классная предупредила, что он вообще инвалид. Поэтому, когда он в итоге отказался, я не стала настаивать. Более серьезно он занялся МАНом только по английскому языку. Но где-то в конце сентября, во время моего разговора с Максимом, подошла его одноклассница и сказала, что хочет писать МАН. Вообще было поздно начинать, но Маша оказалась настойчивой. Я слышала, что она по происхождению азербайджанка, и предложила ей этнографическую работу о культуре и традициях азербайджанского народа. Маша, а точнее Малахат, сразу стала собирать информацию, правда в основном с Википедии. Но в этой теме для нее была значимая актуальность. Она с первых лет жизни живет в Украине, а культуру своего народа почти не знает. У нас в школе с некоторых пор МАНу уделяют большое внимание. Для школы-гимназии участие и призовые места в МАНе отобраджаются на её престиже. Первой ответственной за МАН в школе была покойная Вика Походун. Сейчас - Вика Малиновская (кстати Машина классная). Уже с середины октября тех, кто занимается МАНом. стали беспокоить - готовьтесь мол к школьной защите. Я МАНом занимаюсь с 1996 года с временными перерывами. Почти всегда мои ученики занимали призовые места на районном уровне, а нередко и на областном. Я часто участвовала и в жюри. Но года два я МАНом не занималась. И Вика Малиновская не знала почти, что опыта у меня побольше, чем у нее. И я знаю, что реально работы надо сдавать в конце ноября. а их защита в районе - в начале декабря. А Вика стала требовать, чтобы на 2-е ноября была готова вся работа в чистовике с защитной речью и презентацией. Ну куда такие гонки. Лучше не спеша, но качественно. Первое Машино выступление они почти запороли - работа реферативного характера, защита не подготовлена. настаивали, чтобы мы провели сравнение между культурой украинцев и азербайджанцев. Но это выходило за рамки наших задач исследования. В общем, половину каникулярного времени пришлось посвятить МАНу. Маша то исслдедование провела, но на русском. Все надо было связать в стройную работу и перевести на украинский. надо было сделать чистовик, презентацию, приложения и защитную речь. Мы стали с Машей работать в режиме онлайн через сервисы Google (почта, документы), некоторые вопросы обсуждали через скайп. Но Маша ходила и на курсы английского, а довести работу до приемлемого состояния все же не могла. Так что приходилось заниматься редактированием. Мы включили и вопрос об азербайджанской диапоре в украине. Но и вторую нашу защиту 2-го ноября Вика и зауч-куратор МАНа Галина ивановна расккритиковали. Я еще ожесточенно с ними спорила, что и со сроками они торопятся, и что не разбираются в специфике этнографических исследований. Но в итоге мы все же пошли на некий компромисс. Мы добавили цель - сравнение культур, и сделали его в выводах каждой главы (не очень научно, так как приведенные факты о культуре украинцев по идее тоже надо было подкреплять аргументами). Работа увеличилась и в размере. Довели до ума и презентацию. Составила я для Маши и защитную речь. Кстати с этим у меня были затруднения, ведь исследования материальной и духовной культуры в основном провела Маша, и она лучше меня владела терминологией и разбиралась в токостях., а мне надо было почти изначально провести подобное исследование, чтобы подитожить его в защитной речи. В конце концов полученный обоюдными усилиями результат уже на защите 12 ноября удовлетворил кураторов МАНа, и мы смогли облегченно вздохнуть. Осталось, правда, чуть-чуть отредактировать презентацию - не на всех мониторах она смотрится одинаково. И желательно сократить чуть-чуть выводы. Но, сказали, что наша работа может претендовать на призовое место. Для меня положительными моментами после столь напряженной работы над МАНом было то, что мы с Машей испытали сервисы Google для совместной удалленной работы над документами, и то, что я открыла для себя Азербайджан и его культуру. До этого я имела весьма скромное представление об этом. Но из-за МАНа мне пришлось прекратить работу над своим интернет-проектом по созданию виртуального музея. Не получается, как раньше, делать множество дел одновременно. Видно не тот уже возраст.
|